1 |
1930 год. Самолет: Юнкерс-13
Первая громкая катастрофа, связанная с Иркутском..
Погибли: 3 человека.
Вылетевший из Иркутского гидропорта самолет «Юнкерс В-33» перегоняли в Якутск. По прибытии выяснилось, что срочно нужно доставить медикаменты в поселок Булун для раненых бойцов ВЧК, пострадавших при подавлении беспорядков. Во время этого незапланированного полета произошла катастрофа. Погибли известный полярный летчик Отто Кальвица и бортмеханик Франц Леонгарт и радист С. Карчевский. Кальвиц и Леонгарт похоронены на Иерусалимском кладбище Иркутска. |
2 |
1949 год. Самолет: Ил-12
Рейс: Кульджа — Алма-Ата — Иркутск — Пекин.
Погибли: все.
Делегация Восточно-туркестанской республики с ключевыми руководителями на борту вылетела в Пекин на переговоры о присоединении республики к Китаю. Через некоторое время приходит известие, что самолет Ил-12 потерпел крушение под Иркутском и все погибли. |
3 |
1949 год. Самолет: Ил-12
Нижнеудинский район
Погибли: 13 человек.
Самолёт вёз почту и спецгруз. На борту было шесть членов экипажа и восемь сопровождающих. В результате авиакатастрофы выжил бортрадист-стажёр. |
4 |
1951 год. (25 марта) Самолет: Ли-2
Рейс: № 451 Иркутск-Якутск.
Погибли: четыре члена экипажа и восемь пассажиров.
Самолёт обнаружили только через десять дней на склоне сопки в четырёх километрах от посёлка Искра (30 км восточнее иркутского аэропорта). Комиссия обнаружила на месте происшествия выжившего пассажира, который был тяжело ранен и находился в хвостовой части фюзеляжа. |
5 |
1953 год. (14 октября) Самолет: Ли-2
Рейс: № 9 Москва - Иркутск-Южно-Сахалинск..
Погибли: Четвероо из 28 человек.
Через 50-60 секунд после взлета командир воздушного судна принял огни мачт за встречный самолёт, после чего совершил резкий манёвр отворота на высоте около 100 метров. В результате самолёт потерял высоту и упал. Погодные условия были обычными: ясно, видимость 15 километров, тёмная, безлунная ночь. |
6 |
1954 год. (31 декабря) Самолет: Ил-14
КомпанияАэрофлот.
Погибли: 17 человек.
Разбился после взлета. Выполнял рейс из Пекина на Кипр через Иркутск. |
7 |
1956 год. (18 ноября) Самолет: Ил-14
Рейс: Внуково - Свердловск - Новосибирск - Иркутск..
Погибли: 1 человек.
При посадке в Иркутске отсутствие скоординированных действий экипажа, а также грубые ошибки КВС и бортмеханика привели к тому, что самолёт произвёл первое касание земли задолго до ВПП (взлётно-посадочной полосы). Попытки исправить положение привели к тому, что борт ещё трижды касался земли. Это и привело к разрушению стоек шасси. Второй пилот погиб, остальные четыре человека остались живы. Самолёт восстановлению не подлежал и был пущен на запасные части. |
8 |
1959 год. (28 ноября) Самолет: Ан-12
Витебский авиаполк.
Погибли: 10 человек.
После проведённого в Иркутске ремонта направлялся в часть. Сразу после взлёта с аэродрома Иркутского авиазавода судно упало на землю. Погибли шесть членов экипажа и четыре техника. При ударе о землю самолёт полностью разрушился и сгорел. Отдельные детали самолёта силой взрыва разбросаны по линии падения самолёта на расстоянии до 600 метров. На месте падения образовалась глубокая воронка шириной 38,8 метров. |
9 |
1960 год. (20 октября) Самолет: ТУ-104А
Рейс: Москва - Иркутск - Хабаровск.
Погибли: 3 человек.
При посадке в Иркутске погодные условия были неблагоприятные.В итоге, когда показалась земля, мощности двигателей не хватило для набор высоты. Самолёт оборвал провода ЛЭП на высоте 52 метра и ударился с левым креном всеми тремя опорами шасси о склон холма. Продвинувшись по склону 650 метров, самолёт загорелся. После эвакуации пассажиров фюзеляж почти полностью сгорел. Штурман, бортмеханик и бортрадист погибли. 4 члена экипажа и 15 пассажиров получили ранения. Все пассажиры — 61 человек — остались живы. |
10 |
1963 год. (13 июля) Самолет: ТУ-104Б
Рейс: Пекин - Иркутск - Москва.
Погибли: 33 человека.
При посадке в Иркутске, в условиях низкой облачности самолёт задел осветительную опору и упал на землю за 2,5 километра до взлётно-посадочной полосы. Первоначальные выводы о причинах катастрофы – ошибка диспетчеров, потом были отменены. На борту находились восемь членов экипажа и 27 пассажиров, из которых 22 человека были иностранцами (включая руководство посольства Албании в Китае; в том числе — посол с женой). Выжили два человека. |
11 |
1969 год. (29 апреля) Самолет: ТУ-104
Компания «Аэрофлот». .
Грубая посадка, не долетел 600 м до взлетно–посадочной полосы (ВПП). Данные о жертвах неизвестны. |
12 |
1971 год. (25 июля) Самолет: ТУ-104Б
Рейс: Одесса - Иркутск - Владивосток.
Погибли: 97 человек.
В Новосибирске пассажиры сменили борт, пересев в ТУ-104Б. В Иркутске должна была произойти дозаправка, однако по невыясненной причине посадка оказалась чересчур жесткой. Самолет приземлился в 150 м от ВПП. Произошло разрушение самолёта и пожар. Погибли 97 из 126 человек. Из числа погибших 36 человек умерли от отравления угарным газом. |
13 |
1972 год. (8 июня) Самолет: МиГ-23УБ
Иркутский авиазавод .
Погибли: 2 человека.
Истребитель МиГ-23УБ, так называемая "спарка" (два пилота) мог упасть на жилые кварталы Второго Иркутска. Но летчики Гелий Куркай и Виктор Новиков отвели его от жилых домов ценой собственной жизни. Когда самолет был на глиссаде — то есть «скользил» при снижении, летчики обнаружили, что увеличить тягу они не могут. А истребитель уже заходил на посадку — он возвращался из зоны испытаний в Саянах. Из-за ветра курс на посадку был изменен, и самолет заходил со стороны города. Пилоты, пролетая район остановки «Узловая», обнаружили, что скорость самолета начала падать — она была всего 190 км/час. Управление на себя взял Куркай, ему чудом удалось избежать ухода самолета в штопор. Если бы они летели всего на несколько метров выше, им, вероятно, удалось бы совершить жесткую посадку на грунт и, возможно, остаться в живых. Еще 300 метров — и МиГ дотянул бы до взлетно-посадочной полосы. Но на пути падающего самолета оказался одноэтажный ангар одного из цехов, и левое шасси задело его крышу. Пилоты погибли. |
14 |
1973 год. (13 ноября) Самолет: Ли-2
Рейс:Улан-Удэ – Уфа.
Погибли: 1 человек.
В полёте возник пожар, ввиду чего экипаж совершил экстренную посадку у села Харат в 24 километрах от Усть-Орды. Самолёт сгорел, от отравления угарным газом скончалась одна пассажирка. Остальные – живы. |
15 |
1974 год. (4 октября) Самолет: Ан-2 и Ан-12
Погибли: 13 человек.
В небе над взлётно-посадочной полосой в результате ошибки авиадиспетчера произошло столкновение АН-12Б (выполнявшего тренировочный полет) и АН-2, совершавшего рейс Иркутск – Казачинское. При наборе высоты в 200 метрах севернее ВПП АН-12 врезался в АН-2, который в результате развалился на части. Погибли два члена экипажа и одиннадцать пассажиров АН-2. АН-12 направился на вынужденную посадку на реку Ушаковка. Приземлился в 4 километрах от ВПП в устье реки. При жёсткой посадке разрушился фюзеляж самолёта и оторвало два левых двигателя. Воздушное судно протащило 220 метров, при этом оно сбило грозоотвтодную мачту. Все пять членов экипажа остались живы. |
16 |
1976 год. (9 февраля) Самолет: ТУ-104Б
Рейс: Иркутск – Новосибирск – Свердловск – Ленинград.
Погибли: 23 человека.
При взлете, в результате резкого отрыва в сочетании со сносом вправо при движении по взлетной полосе самолёт, даже не набрав высоту, рухнул на взлётно-посадочную полосу в 232 метрах от точки отрыва, развалившись на три большие части. Погибли 9 из 10 членов экипажа и 15 из 104 пассажиров.Для эвакуации трупов на помощь были привлечины студенты-медики, многие из которых занимались бональным мородерством. |
17 |
1978 год. (1 сентября) Самолет: Ан-2
Рейс: Иркутск – Харанцы – Онгурен.
Погибли: 13 человек.
Самолет упал недалеко от пос. Харат. Причина не установлена. Предположительно, он мог попасть в атмосферный вихрь, приведший к сваливанию в спиралевидное падение. Погибли все находившиеся на борту люди — два члена экипажа и одиннадцать пассажиров. Поиски места катастрофы продолжались 7 дней. |
18 |
1986 год. (6 августа) Самолет: Ан-12
Погибли: 6 человек экипажа..
Военный АН-12, выполнявший ночной тренировочный полёт, упал в 27 километрах от Иркутска в результате несогласованных действий экипажа. Погибли все шесть человек, находившихся на борту.. |
19 |
1988 год. (25 августа) Самолет: Л-410
Рейс: Батагай-Маган-Ленск-Киренск-Иркутск.
Погибли: 2 человек.
Разбился в 21 километре от аэропорта Иркутск. Погибли два члена экипажа и два пассажира. На момент катастрофы продолжительность работы экипажа составляла 15 часов 26 минут, в том числе налет 8 часов 30 мин, что могло повлиять на безопасный исход полета из-за переутомления экипажа. Нарушение экипажем установки на барометрических высотомерах давления аэродрома привело к тому, что показания высоты отличались на 510 м, что привело к столкновению с землёй. Самолет загорелся. |
20 |
1991 год. (16 мая) Самолет: Ан-8
Погибли: 1 человек экипажа..
Военный самолет АН-8 потерпел катастрофу в аэропорту Иркутск-2 (авиазавод) при заходе на посадку. Причинами стали ошибки в пилотировании и неполный экипаж (второй пилот после употребления алкоголя не мог находиться на рабочем месте и его работу выполнял бортмеханик). Погибли один из шести членов экипажа и один из трёх пассажиров. |
21 |
1992 год. (14 июля) Самолет: Ан-12Б
В 46 километрах от Иркутска совершил вынужденную посадку самолет АН-12Б авиакомпании «Магаданаэрогруз». Борт перевозил одиннадцать тонн рыбы и следовал для дозаправки в аэропорт Братска. Однако по метеоусловиям Братска был вынужден направиться в Иркутск. Из соображений экономии топлива экипаж отключил два двигателя. После полной выработки топлива и отказе двух оставшихся двигателей, самолет пошёл на вынужденную посадку без выпуска шасси и на пересечённой местности (на удалении 46 км от иркутского аэропорта). Пять членов экипажа и сопровождающий груз получили травмы, но остались живы. |
22 |
1994 год. (3 января) Самолет: Ту-154М Авиакомпания "Байкал"
Рейс: Иркутск – Москва.
Погибли: 126 человек.
После пяти неудачных попыток завести двигатель принял решение о взлёте. На высоте 4000 метров через 3 минуты 45 секунд после взлёта двигатель разрушился, вызвав пожар. Прогорели баки с гидросмесью, питающие гидросистемы управления самолетом, самолет потерял управляемость и упал на сельскохозяйственную ферму в посёлке Мамоны под Иркутском. Погибли 9 членов экипажа, 116 пассажиров и один человек, находившийся на земле. |
23 |
1997 год. (6 декабря) Самолет: Ан-124 "Руслан"
Рейс: Москва–Иркутск–Владивосток–Вьетнам.
Погибли: 72 человек.
На борту военно–транспортного самолета АН–124 "Руслан" находилось два cамолета СУ–27 и экипаж в составе 16 пилотов и 30 техников. Самолет был полностью заправлен горючим, общий объем которого превышал 140 тонн. Через 20 секунд после взлета с аэродрома Иркутского авиазавода самолет с выключенными двигателями по неизвестной причине упал на микрорайон Иркутск II (поселок авиастроителей), полностью рассыпавшись при ударе о землю. При падении левое крыло зацепило деревянное двухэтажное здание, самолет развернуло на 180 градусов, и он рухнул на кирпичное четырехэтажное жилое строение, задев находящийся рядом детский дом. Горючее из баков самолета разлилось по земле и воспламенилось. В детском доме в это время был сон–час, все дети находились в здании. В катастрофе погибли 72 человека (45 человек на земле). |
24 |
1999 год. (26 июля) Самолет: Ил–76ТД авиакомпании «Эльф–Эйр»
Рейс: Тяньцзинь–Иркутск–Пермь–Домодедово.
В связи со сверхнормативной загрузкой, самолёт не смог набрать высоту после взлёта, столкнулся со зданием радиомаяка и загорелся. Благодаря быстрым действиям спасательных служб аэропорта «Иркутск» все члены экипажа были извлечены из обломков до распространения пожара в кабине. |
25 |
2001 год. (4 июля) Самолет: Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа».
Рейс: Владивосток – Иркутск.
Погибли: 145 человек.
При заходе на посадку разбился вблизи деревни Бурдаковка. Происшествие было вызвано несогласованными действиями членов экипажа. Самолёт упал на лесную поляну, разрушился и сгорел. Все 145 человек, находившихся на борту, погибли в момент столкновения. |
26 |
2006 год. (9 июля) Самолет: аэробус А310-300 авиакомпании «Сибирь».
Рейс: Москва– Иркутск.
Погибли: 125 человек.
После посадки из-за ошибочных действий экипажа на скорости около 175 км/ч A310 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, пробил бетонный забор аэропорта, врезался в гаражные боксы и полностью сгорел. Погибли 5 из 8 членов экипажа и 120 из 195 пассажиров. |
27 |
2009 год. (10 мая) Вертолет: Bell 407
Погибли: 4 человека.
Во время охоты на медведей в майские праздники с вертолёта Bell 407 погиб в результате крушения губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Происшествие имело место во время попытки поднять на борт лебёдкой крупную тушу убитого медведя. Вертолёт обнаружен сгоревшим в районе урочища Малышкино в 18 километрах от находящегося на Байкале посёлка Листвянка и в 80 км от Иркутска. Также на борту потерпевшего катастрофу вертолета находились первый заместитель губернатора Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак. |
28 |
2013 год. (26 декабря) Самолет: Ан-12
Погибли: 9 человек.
Бортовой номер 12162, 1963 года выпуска, принадлежавший Иркутскому авиазаводу и перевозивший промышленный груз из Новосибирска для авиазавода, выполняя заход на посадку на аэродром Иркутск-Восточный, столкнулся с наземными предметами на территории расположенного вблизи аэродрома военного склада (109-й арсенал ГРАУ). Самолет шел на посадку на низкой высоте и задел здания военных складов, после чего упал на складские помещения Центра материального технического обеспечения, на которых хранились запасные инструменты и принадлежности к автомобильной технике, повредив крыши двух хранилищ. Взрыва не последовало, но загорелось топливо на площади 20 м2; пожар был быстро ликвидирован. Погибли 9 человек — 6 членов экипажа и 3 пассажира, сопровождавшие груз. |
29 |
2016 год. (1 июля) Самолет: Ил-76 МЧС России
Погибли: 10 человек.
1 июля в 06.30 не вышел на связь самолет Ил-76 МЧС России. Самолет был оборудован выливным авиационным прибором (ВАП-2) для тушения природных пожаров в Баяндаевском районе Иркутской области. На борту воздушного судна экипаж в составе 10 человек. 3 июля в Качугском районе, в 9 километрах восточнее - юго-восточнее от населенного пункта Рыбный Уян на склоне одной из сопок были обнаружены обломки самолета и тела членов экипажа. |
|
|
|
|