Всё-таки в школе продолжает работать множество замечательных людей. Ни материальные затруднения, ни соображения престижа, ни бюрократический маразм не выдавили их отсюда за три десятилетия образовательных реформ. Александр Рябчук, молодой учитель истории и обществознания ростовского лицея №11, ставший в прошлом году победителем городского конкурса "Учитель года", объяснял это так:
"Я верю в теорию малых дел, поэтому работа учителя мне кажется полезной для общества – учитель просвещает и помогает".
Но времена меняются, и лучшие учителя становятся не нужны, если они не демонстрируют лояльность или хотя бы нейтралитет в отношении власти. Как часто теперь в России случается, компетентность и талант оказываются вторичны в сравнении с политической позицией.
Учителю общественно-политических дисциплин в наше время сложно вдвойне. Исходя из содержания преподаваемых предметов, он должен вести речь о демократии и авторитаризме, свободе и произволе, правах человека и репрессиях, законе и беззаконии. Должен отвечать на неудобные вопросы старшеклассников, которые возникают у них при изучении теории на фоне текущих событий, должен учить их формулировать и обосновывать мнение, доказывать, искать аргументы. Он не может позволить себе то, что может позволить большинство взрослых граждан – сказать, что политика ему не интересна, что ему хочется заниматься своим делом, а не обсуждать происходящее вокруг, да просто промолчать.
Везёт тому педагогу, которого всё устраивает, и он, подобно телевизионным соловьям, озвучивает генеральную государственную линию. Но если учитель замечает нестыковки этой линии с собственными знаниями, взглядами, убеждениями? Пример Александра Рябчука показывает, что в таком случае перед преподавателем может встать трудный выбор. Пусть не "деревянные костюмы", как пел Высоцкий, но потеря любимой профессии – тоже трагедия.
Александр вышел на несанкционированный митинг 23 января 2021г.:
"Вначале меня просто предупреждали, что это негативно отразится на участии в областном этапе конкурса на лучшего учителя. Директор отговаривала меня всеми способами. Говорила о карьере, перспективах, что я молодой, горячий, дурной... но я поступил по совести. Я считаю, что в данной ситуации, когда людей травят, а в суде творится беззаконие, мой выход на улицу – это способ показать, что я не согласен с этим".
На акции он снял видео, в котором поделился своим видением политической ситуации в стране. При этом подчеркнул, что в свободное от работы время, как любой гражданин, имеет право высказать свою позицию:
«Зачем читать и запоминать Конституцию, если ее не соблюдают люди вышестоящие?»
Когда-то митрополит Филипп отказал в благословении Ивану Грозному, указав ему на недопустимость расправ и сделав свой главный жизненный выбор – он был брошен в темницу, где его задушил Малюта Скуратов. Александр тоже сделал свой выбор, видимо, решив, что если школа заставляет лгать, то педагогическое призвание перестаёт быть таковым:
"Все время я преподавал детям свои предметы, акцентируя внимание на том, как важна свобода! Когда передо мной стал выбор между карьерой и свободой – я выбрал то, чему учил сам".
Кстати его вызывали в городское управление образования, обещая материальные блага и карьерный рост в обмен на удаление всех постов из социальных сетей. Однако прекрасный педагог, как охарактеризовала его завуч лицея, "наша гордость, лидер и новатор" – так на награждении учителя года отзывался глава ростовской администрации, предпочёл иной вариант.
Спустя несколько дней после митинга его вынудили уволиться из лицея и уволили из частной школы, где он вёл уроки по совместительству. В начале февраля прошли обыски в квартире, где Александр проживает с матерью, и квартире, где живёт его бывшая жена. Далее суд арестовал Рябчука на пять суток по ч. 6.1 ст. 20.2 (участие в несанкционированном митинге, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения). И вот он уже среди двухсот задержанных на форуме муниципальных депутатов в Москве.
Можно было бы сказать: когда дорога лучшего учителя разошлась с политическим курсом правящей партии, та преподала урок обществознания как коллективу ростовского лицея, так и всему нашему обществу. Но ведь и Александр провёл открытый урок на всю страну! Вряд ли даже победитель всероссийского конкурса "Учитель года" сможет своей деятельностью вызвать сколько-нибудь равный резонанс.
Сейчас Александр Рябчук считает, что вышел на новый уровень. Он решил освоить политическую практику. У его есть цель попасть в Государственную Думу, ведёт переговоры с "Яблоком" и рассматривает вариант сбора средств на выборную кампанию через фандрайзинг:
"Это дальнейший этап борьбы. Мне хочется использовать имеющийся институт, чтобы добиться перемен, использовать трибуну депутата, чтобы говорить то, что волнует народ".
Ему 30 лет. У него всё впереди. Не знаю, удастся ли ему войти в состав Думы, избираемой нынешней осенью. Но то, что благодаря таким, как он, Россия всё же изменится к лучшему, сомнений у меня нет.
Игорь Олин