Россия признала итоги выборов в Белорусии, поскольку для нас Лукашенко, несмотря на свои эскапады антироссийского характера последнего времени, все же гарант стабильности в Белоруссии. В итоге Владимир Путин также обратился к Лукашенко с поздравлениями. Остальные государства, думается, тоже «подтянутся». Хотя, как сам накануне дня голосования белорусский лидер заявил :
«Не ждите, что перед нами расшаркаются и скажут: „Молодцы, белорусы“. Политика — это борьба. Мы не хотим, чтобы о нас говорили плохо. Но исходить будем исключительно из интересов белорусского народа. Я хочу, чтобы в стране было тихо и спокойно».
У многих «перегорело в мозгах» из-за Белоруссии
Так или иначе, но президентские выборы в Белоруссии состоялись, и судя по последним данным по подсчету голосов ЦИКом Республики, действующий президент страны, Александр Лукашенко с огромным отрывом побеждает, и остаётся таковым и впредь.
По предварительным данным, на утро 10 августа, Лукашенко набрал 80,23% при явке в 84,23% избирателей. Главному оппозиционному кандидату Светлане Тихановской, программа которой предполагает проведение новых президентских выборов уже через год — на этот раз вполне свободных и демократических, предлагается согласиться на результат в 9,9% голосов избирателей.
Массовые протесты, в которые вылились президентские выборы в соседней, пока еще братской стране, привели к взрыву эмоций российского обывателя.
Здесь стоит оговориться, что такого рода эксцессы в Белоруссии уже случались. Стоит вспомнить, например, 2010 год, когда по разным данным, после президентских выборов в декабре на площади Минска вышло до 60 тысяч человек. И тоже протестовали, и требовали тотально смены власти, не признавая итогов выборов. Протесты были достаточно жестко подавлены, и Лукашенко продолжил править. При этом, итоги выборов были признаны, в том числе и на международном уровне.
Кто такая Светлана Тихановская
Лукашенко посадил самых серьезных конкурентов — Бабарико и известного блогера Тихановского. Третьему — Цепкало (бывший дипломат) — с детьми удалось сбежать в Россию.
Однако объединенная оппозиция нашла оригинальный ход — вместо арестованного Тихановского на выборы пошла его жена, домохозяйка Светлана. Ее регистрация, как теперь оказалось, была опрометчивым шагом белорусской власти, посчитавшей «бедных девчонок», как выражался Лукашенко, никем и ничем. Однако Светлана Тихановская, которую еще месяца полтора назад никто не знал, враз стала звездой избирательной гонки.
Наконец власть сообразила, что эта тихая «несчастная девчонка» становится главной ей угрозой. Тут, как водится, сразу на всех площадях Белоруссии, где намечались встречи Тихановской с избирателями, стали проходить ремонтные работы или другие важные события. Тихановская собирала на своих встречи десятки тысяч избирателей, притом, что оппозиции были закрыты все госканалы телевидения, запрещена агитация на билбордах и где бы то ни было.
Однако народ вышел на улицы. Нет, не потому что хотел, чтобы президентом стала домохозяйка Тихановская, а потому что Лукашенко просто многим надоел. (Ситуация в чем-то напоминает украинскую с Зеленским. Хотя белорусская претендентка обещала, что после победы объявит новые свободные выборы, выпустив из застенок политзаключенных.)
Светлана Тихановская работала одно время в ирландском благотворительном фонде. То есть одном из неполитических, сугубо гуманитарных западных НКО.
И да, здесь, конечно, все вспомнят основные тезисы её программы:
она переходный президент, следующие легитимные выборы через полгода, сама Тихановская не участвует, а «возвращается домой жарить котлеты и воспитывать детей.
Только вот там были еще и тезисы про отдаление от России, неприятие концепции Союзного Государства и ориентирование на Европу и «самостоятельность Белоруссии. То есть, фактически, за риторикой о «котлетах» шел еще один прозападный кандидат. И да, интересно, что в рамках концепции всех цветных революций «не важно, кого выбрали президентом, важно кто первым объявил, что его выбрали», Тихановская успела минут пять побыть главой Белоруссии на страницах «Википедии». А это уже очень показательный политический символ.
Итог у такого кандидата может быть только один - будет как в России: развал экономики, закрытие производств, заводов, фабрик и формирование олигархической властной верхушки.Это выгодно и Западу и Кремлю.
Опыт Украины ничему не научил ни Лукашенко, ни Москву: Почему в братской стране так сильны русофобские настроения
К слову, последние кульбиты Лукашенко с арестом более 30-и российских граждан, якобы сотрудников одной из частных военных компаний, тоже можно объяснить внутриполитическими факторами. Внезапно оказалось, что все эти прозападные общественники смастерили свой оппозиционный политический актив, целую электоральную прослойку, с которой нужно как-то работать. Лукашенко решил привлечь на свою сторону хотя бы часть этого актива на почве антироссийской риторики и идеологии. Правда, что-то пошло не так. И в итоге, вместо сторонников новоизбранный президент получил очередные беспорядки. Ну, а пророссийский электорат, которому ясно дали понять, что он нынешней власти особо не интересен, вел себя максимально пассивно.
К сожалению, опыт Украины ничему Александра Григорьевича не научил. А опыт, на самом деле, простой. Нельзя надеяться на прозападных активистов, нельзя полагаться на западников, как на лояльный актив. Они лояльны. Но только совсем иным государствам и политическим силам. И лояльность их в большинстве случаев носит сектантский, квазирелигиозный характер. Поэтому тут как с религиозными террористами — они любое встречное движение власти расценивают, как слабость, уступку и сигнал к тому, чтобы давить и свергать дальше.
Поймет ли Лукашенко эту простую истину после событий в ночь с 9 на 10 августа, когда дело дошло до водометов и газа, а по некоторым данным и до одного убитого протестующего (хотя в МВД Белоруссии эту информацию опровергают) — большой вопрос. И ответ на него лежит в том числе и в плоскости дальнейшего отношения Кремля к политике Александра Григорьевича.
Потому что вообще не очень понятно, а как же так получилось, что всех пророссийских кандидатов в президенты в Белоруссии попросту «зачистили» на самых ранних стадиях кампании? Их заявления попросту отклонили, а кого-то сильно попросили на время кампании покинуть страну. При этом остальные кандидаты оказались сплошь прозападными.
Где то самое российское влияние, тем более в «братской стране», где огромная часть населения не просто настроена пророссийски, но считает, пока считает, себя русскими людьми? Где российские НКО, вне политики, но в сфере истории, культуры, общественных связей, благотворительности и волонтёрства? Почему эту нишу занимают европейские и американские структуры, если Россия и географически, и политически, да в принципе по всем фронтам ближе Белоруссии, чем условные Ирландия, США и многие иные западные государства?
Собственно, именно эта российская позиция, когда «ну, а зачем напрягаться? И так же понятно, что мы тут братские народы, и белорусы нам совсем свои», и приводит к тому, что сначала президент «братской страны» обсуждает с главой Украины выдачу туда российских граждан, а потом беспорядки в Минске устраивают сторонники изъятия Белоруссии из российского смыслового и геополитического пространства, превращения этой страны в еще одно русофобское нечто.
Кстати, есть ощущение, что все эти игры Лукашенко «на два фронта» продолжатся и далее. Потому, что Россия эти игры позволяет. Ну, и потому, что с «рассерженными горожанами», как с общественной и политической силой все же придется считаться, невзирая на силовой разгон их протестных акций.
Лукашенко в этом отношении, хотя бы последователен. Он пытается всеми силами удержать власть и стабильность в стране, пытаясь максимально задействовать любые ресурсы. И если русофобия становится полезным ресурсом, то почему бы и нет? Но вот почему при настолько тесных контактах с нашей страной в Белоруссии возникает русофобия — это вопрос уже не столько к Минску, сколько уже к Москве.
Конечно, на фоне бездарной российской власти с её отъявленной коррупцией, патологической жадностью и враньём, полнейшим пренебрежением к людям президент Белоруссии Лукашенко выглядит светочем. Он не разворовал, а сохранил национальную экономику. Он не плевал спесиво в собственных граждан. И только за то, что человек не оказался жуликом и моральным уродом, многие готовы носить его на руках.Но не все...
|
Кремль никак не может погасить хабаровские протесты, которые давно уже перешли в политическую плоскость, опасается осеннего голосования и всеми силами оттягивает новый обвал рубля.
Новостям из Хабаровска ищут заглушку
Последние опросы всех основных социологических компаний, которым можно хотя бы условно доверять, демонстрируют, что рост интереса россиян к событиям в Хабаровском крае стабильно растет. По данным ФОМ, с начала июля интерес к идущим там народным протестам против ареста бывшего губернатора Сергея Фургала вырос настолько, что главой темой это стало уже для 20% опрошенных. «Левада-Центр» сообщает, что за происходящим в Хабаровске «внимательно следят» 26%, а осведомлены о ситуации там и вовсе более 80%. Россиян.
С учетом информационной политики государственных СМИ, которые делают вид, что ничего необычного в Хабаровске не происходит, понятно, что большинство этих людей получают информацию не из традиционных медиа: телевизора или, скажем, газет, которые в России давно уже почти никто не читает, а из интернета.
С этим, вероятнее всего, связаны слухи о том, что власти ищут исполнителей на большой информационный заказ — изменение повестки дня в Рунете. С тем, чтобы отодвинуть происходящее в Хабаровске на задний план. Тут хороши все средства. Это может быть «бандеровский шабаш» в «братской Белоруссии», которая чиновников, ответственных за российскую внутреннюю политику, в реальности явно волнует гораздо меньше, чем Дальний Восток. Или, например, слухи о второй волне коронавируса и подготовке к ней, которые буквально заполонили Рунет в первых числах августа.
Кстати, история со слухами насчет «второй волны» COVID-19 заставляет предположить, что заказы на «смену повестки дня» в Рунете уже розданы, причем еще в конце июля, а сейчас как раз началась активная работа. Если это так, то получается, что власти опять стратегически ничего не планируют и решают только краткосрочные задачи. Ведь явно не принимается в расчет, что страшилки про вторую волну эпидемии могут напугать многих россиян и вызвать брожение в умах, причем, теоретически, даже заметно большее, чем волнения в Хабаровском крае.
Между тем рост числа следящих за Дальним Востоком в «большой» России свидетельствует об еще одной важной тенденции, которую власть в своих сиюминутных политтехнологических играх, похоже, опять недооценивает. Речь о превращении все большего числа людей из телезрителей в интернет-пользователей. Конечно, это может быть временным явлением или же тенденцией, которая касается поиска данных только по одной теме. Но нельзя исключать, что многие из тех, кто изменил свой главный источник получения информации, к «голубым экранам» уже не вернутся.
А это значит, что пока власти решают проблему «смены повестки», хабаровские протесты в то же время изменяют в целом структуру информационного потребления российского общества. Что неизбежно будет иметь далеко идущие последствия.
Единый день без голосования
Региональные и местные выборы 2020 года пройдут без участия оппозиции. Как говорят, Кремль дал команду не регистрировать никаких, даже условно оппозиционных кандидатов. В стоп-лист попали множество представителей КПРФ, хотя раньше эта партия считалась идеальным спарринг-партнером. Судя по всему, теперь на эту роль, удачно воспользовавшись хабаровским прецедентом, выдвигается ЛДПР. Хотя остается, конечно, вопрос, не начнут ли ее кандидаты в случае неожиданной победы при голосовании «за любого, кроме представителя „Единой России“», играть по своим правилам, как это сделал Сергей Фургал.
В Челябинской области список партии «Яблоко» забраковали «по подписям», среди которых 22% признано недействительными. В Ленинградской области отказ в регистрации получил кандидат от КПРФ Вадим Гришков, не набравший, по официальной версии, необходимого количества подписей муниципальных депутатов. Та же причина отказа у кандидата от КПРФ и в Коми. Избирательная комиссия здесь зарегистрировала на заседании в четверг четверых из пяти выдвинутых для участия в выборах главы региона кандидатов, отказав в регистрации депутату Госсовета Коми Олегу Михайлову (КПРФ), у которого 16 подписей муниципальных депутатов признали недействительными.
Еще интереснее в Иркутской области, где в день регистрации от участия в выборах отказался кандидат КПРФ, которую, кстати, представлял предыдущий губернатор региона. Ну и самая показательная история, конечно, в Архангельской области, где руководитель общественного движения «Русский Север» Олег Мандрыкин, выдвинутый «Яблоком» и поддержанный общественной коалицией «Стоп-Шиес», не прошел, по версии властей, муниципальный фильтр для участия в губернаторских выборах.
Как уже подсчитала глава Центризбиркома Элла Памфилова, на выборы глав регионов выдвинуто по всей России 147 кандидатов, 73 из них зарегистрированы, 37 кандидатам отказано в регистрации, 10 снялись сами. По остальным решения будут вынесены до 9 августа. Памфилова сказала, что главная причина отказов в регистрации — отсутствие необходимых документов. И это действительно так, но только для тех, кто и без того не собирался баллотироваться. Тех же, кто пытался прорваться через кремлевские фильтры, «рубили» при помощи «неправильных» подписей.
Получается, что как таковых серьезных выборов в регионах 13 сентября не ожидается. Оппозиции на них практически нет, причем не только на губернаторском, но даже и на муниципальном уровне. Единственная возможность — это повторение хабаровского прецедента с избранием Фургала. Но, как ходят слухи, для того, чтобы этого не случилось, в проблемных регионах уже работают политтехнологи, присланные президентской администрацией. Причем деятельность эта ведется без учета мнения местных властей, поскольку приглашение этих «специалистов», как говорят, было одним из обязательных условий для местного начальства, желающего продлить свои полномочия.
Капитал бежит из «зоны Ru»
Деньги утекают из России весь 2020 год, но, как сообщается, в августе этот процесс заметно ускорился. Наравне с удорожанием золота, начался и отток капитала из фондов, занимающихся инвестированием в российскую экономику, что не вполне обычная тенденция для т. н. «рискованных рынков».
В самой России упорно ходят слухи о скором обвале курса рубля на фоне углубления масштабной рецессии экономики, которая началась еще весной в связи с коронакризисом. Национальная валюта и так постепенно проседает, но бегство из «зоны Ru» подстегивают слухи о полной искусственности нынешней ситуации. Якобы власти всеми силами откладывали начало кризиса, чтобы без помех провести плебисцит по Конституции, а теперь решили, если получится, продержаться еще немного — до Единого дня голосования.
Ну а к концу сентября экономика по пессимистичным прогнозам начнет на глазах рассыпаться. Поэтому капиталы и бегут из страны. Психологические факторы в отношении России, похоже, стали гораздо важнее так называемых «объективных экономических».
Иван Преображенский
РОСБАЛТ
|
И Россия, и Запад заинтересованы разделаться с авторитарным «колхозником», хотя публично это и не подтверждают.
Первый день после победного выступления Александра Лукашенко на «выборах» развеял некоторые мифы и подтвердил долгосрочные прогнозы, в том числе и от журналистов «Росбалта».
Во-первых, США не «вписались» за Александра Григорьевича, несмотря на всю его показную антимосковскую фронду перед голосованием, включая демонстративный арест 33 «вагнеровцев». После этого задержания казалось, что вектор развития Белоруссии изменился, ведь явно эти солдаты удачи были задержаны в результате слива со стороны западных спецслужб. Скорее всего, американских через посредничество украинских. Сомнительно, что автором операции была СБУ, поскольку эта спецслужба не раз доказывала свою беспомощность во внутренних делах Украины, не говоря о большой игре на международной арене. Но и белорусский КГБ сам по себе едва ли бы отважился на такую опасную игру с «большим братом».
Версию западного вмешательства подтверждала встреча Александра Лукашенко с новым послом США в Белоруссии, о котором телеграм-каналы за полгода до его прибытия в РБ сообщали, что он ставленник американских «ястребов» и активный противник нынешнего режима в РФ. Однако, видимо, батька решил в последний момент не ставить на одну фигуру, возможно, после «примирительного» звонка Путина в минувшую пятницу. И в итоге госсекретарь Майкл Помпео назвал выборы в Белоруссии несправедливыми. Соответственно, Штаты их не признают, а значит «американский» сценарий выборов в Белоруссии был либо ситуативным, либо отвлекающим маневром.
Во-вторых, несмотря на «примирительный звонок» Путина Лукашенко накануне выборов и его поздравление с победой в понедельник, Кремль не намерен мириться с самостоятельной игрой белорусского лидера, особенно когда тот откровенно троллит российскую власть. В Москве явно устали от самостийного батьки, но умело сбросить его с трона не смогли. Это, кстати, говорит об уровне компетенций сотрудников российских спецслужб, как и дело Скрипалей, и попытка госпереворота в Черногории, и другие недавние прецеденты. Наверное, даже к счастью, а не к сожалению, иначе гражданам РФ с такими умелыми спецслужбами осталось бы отдыхать только в Крыму и в Сочи, а они не резиновые.
О том, что у российского государства до сих пор есть большой интерес избавиться от «колхозника», говорит позиция прогосударственных СМИ в отношении нынешних беспорядков в Белоруссии. Журналисты госагентств в Минске пропадают без вести, глава рупора госпропаганды на заграницу RT Маргарита Симоньян публично солидаризуется с руководством идеологически противной «Медузы» и требует от белорусских силовиков отпустить всех задержанных российских журналистов. Понятно, что без отмашки сверху такой «борзости» у, по сути, высокопоставленного госчиновника РФ никогда бы не было. Да и тот факт, что Путин поздравил Лукашенко только после «китайского товарища» говорит о том, что это была «хорошая мина», потому что совсем уж отпускать на вольные хлеба батьку было нельзя, иначе в перспективе придется использовать армию, а это совсем плохо в условиях мирового экономического кризиса.
Кстати, «Росбалт» незадолго до выборов высказывал предположение, что «белорусского Пиночета» не удастся свалить так легко и Кремлю придется играть вдолгую. В том числе для этого подготавливались законы, позволяющие упрощенное принятие в гражданство РФ белорусов.
Интересно, что на белорусских выборах сошлись интересы путинской России и Запада. Москве батька не нужен, потому что мешает «интегрировать» Белоруссию в состав новой имперской России. Западу, потому что Лукашенко не хочет интегрироваться в европейские структуры безопасности и вообще токсичный товарищ. При этом сам Лукашенко выглядит очень умелым актером, способным балансировать на грани между интересами геополитических тяжеловесов. Но долго на этом шпагате просидеть не получится — Югославия и Украина при Януковиче тому пример. Поступь геополитики тяжела, и над Белоруссией уже занесена стопа истории. Раздавит ли она небольшое, случайно появившееся монославянское государство, узнаем совсем скоро.
Николай Ульянов
РОСБАЛТ
|
|