С Первым сентября, дорогие друзья! Эта дата не требует пояснений. Школа памятна каждому из нас, она объединяет взрослых и детей музыкой первого звонка, волнениями первого учебного дня. Сегодня за парты сядут около 17 миллионов российских школьников.
Правительство России приняло решение провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС). В Минпросвещения уточняют, что данная технология позволит не прерывать образовательный процесс во время сезонных вспышек заболеваний. Суть эксперимента в том, чтобы добавить в привычное (очное) обучение новые технологии. Например, перенести в интернет документооборот и запись в библиотеку, учет достижений и расписание.
Эксперимент намечен на 1 сентября 2020 г. и будет идти вплоть до 31 декабря 2022 г. В нем примут участие не только школы, но и колледжи, а также организации дополнительного образования – как для детей, так и для взрослых.
Опубликован список регионов-участников эксперимента по внедрению элементов дистанционки в очное обучение
В проекте примут участие 14 российских областей и краев
Алтайский край;
Астраханская область;
Калининградская область;
Калужская область;
Кемеровская область;
Московская область;
Нижегородская область;
Новгородская область;
Новосибирская область;
Пермский край;
Сахалинская область;
Тюменская область;
Челябинская область;
Ямало-Ненецкий автономный округ
Сама ЦОС не является дистанционным образованием. 1 сентября российские ученики начнут учебный год в школах, однако в процесс обучения будут включены виртуальные учебные материалы, а ради удобства педагогов станут электронными журнал и документооборот, запись в библиотеку, финансово-хозяйственное планирование, учёт достижений и расписание.
Собрать сегодня ребенка в школу не дешевое удовольствие для родителей - 18-25 тыс.р. Если прибавить сюда разные гаджеты, планшеты или настольные ПК для удаленки, то не каждая семья потянет образовательный процесс своего чада.
"С 20 сентября – снова на удалёнку?" Родителей школьников напугали слухами об образовании "по Грефу"
Министр просвещения Кравцов заверил волнующихся родителей школьников: новый учебный год начнётся в обычном формате. Но обещаниям чиновников веры мало – в интернете упорно курсируют слухи о том, что уже с середины сентября российские школы снова распустят на удалёнку, а детей опять будут учить "по Грефу" – то есть никак.
"Мы говорим именно о традиционной, классической форме обучения с 1 сентября. Мы не планируем вводить дистанционное обучение", - заявил министр.
Казалось бы, можно выдохнуть - так называемый "дистант" перестал быть угрозой. Но панику среди родителей подогревают упрямые слухи о том, что в школы дети отходят не более пары недель, а потом всех снова распустят по домам на несколько месяцев.
Дети рады удалёнке не больше родителей.
По Сети даже распространяется аудиозапись слов некоего "инсайдера": он утверждает, что документы о новом, ещё более строгом карантине уже давно "подписаны и направлены во все департаменты": "С 20 сентября нас всех снова закроют, и надолго".
Родители, несмотря на все гарантии чиновников, слухам склонны верить. Вот что пишут пользователи соцсети ВКонтакте:
Александр Кайзер: "Первого числа линейка будет, никто не спорит... но это будет лишь линейка. Дальше же мы продолжим учиться так, как и учились последнее время - дистанционно!
Zulfiya Asina: "Соберём детей в школу, купим форму, а через пару недель опять на карантин?"
Каролина Гинзбург: "Сдаётся мне, что учиться будут до первого чиха или кашля, потом сезонная вспышка ОРВИ и - вперёд, родители - сдавать тесты детям на короновирус за свой счёт, а без справочки не примем".
Иван Иванов: "В Департаменте уже "письма счастья" лежат из Москвы с печатями о закрытии школ во второй половине сентября".
Страхи родителей можно понять: первый опыт дистанционного обучения в школе, введённого из-за пандемии коронавируса, с треском провалился.
Удалёнка по-русски: папа у Васи силён в математике...
Фактически во время пандемии дети не учились. Конечно, можно списать это на техническую неготовность школ, на отсутствие у многих семей необходимых условий (нет надёжного интернета, нет оборудованных рабочих мест, были случаи, когда дети в маленьких населённых пунктах лазили со смартфонами на столбы, чтобы получить задание от учителя). Но это технический момент, который, наверное, можно поправить, считает автор Царьграда Егор Кучер. Но сама идея, по его мнению - и мнению большинства специалистов, - всё равно не выдерживает никакой критики.
Источник Царьграда, имеющий прямое отношение к Минпросвещения, подчеркнул:
Считаю дистанционку вредным новшеством, особенно для младших классов. Эта форма требует огромной самоорганизации, самоконтроля, ответственности, которыми младшеклассники в силу возраста ещё не обладают. К тому же во многих семьях оба родителя работают, а значит, ребёнок остаётся без контроля.
Ещё более жёстко и ёмко выразился о вреде "удалёнки" авторитетный врач и телеведущий Александр Мясников. Он уверен: "никакое дистанционное обучение не заменит очное". "И так уровень образования упал ниже критической отметки, мы все это видим", - не стал скрывать грустной правды доктор.
В своём Телеграм-канале он заметил: "Родители - как правило, работающие люди, в том числе и врачи, и медсестры. И работники Роспотребнадзора, кстати. Им что - всем с работы уходить, с детьми сидеть?"
Врач добавил, что удалёнка несёт в себе ещё одну, пока неочевидную, но весьма реальную угрозу - ребёнок оказывается лишённым общения, а это может привести к неожиданным последствиям:
И подерутся во дворе, и девочку за косичку дёрнет, а потом и записочку напишет. Дома, глядя в компьютер, и правда в трансвеститы потянет...
Тем, кто боится обострения эпидемиологической ситуации, Мясников напомнил, что дети реже всего болеют COVID-19, поэтому их даже иногда называют "живыми вакцинами". А недавно эксперты ВОЗ и вовсе усомнились в возможности заражения коронавирусом от бессимптомного носителя.
Но даже если такая возможность есть, то говорить о риске заражения родителей школьников тоже несколько странно, уверен доктор, который, напомним, является также официальным представителем Оперштаба по борьбе с COVID-19:
Родители школьников по определению люди до 40. То есть и они тяжело не болеют. Процент тяжёлых случаев у них менее 1%. То есть при самых плохих раскладах и они получат максимум ОРЗ.
Остаются бабушки и дедушки. Но если они живут в семье, то риски у них, по словам эксперта, и так есть от домочадцев: "Один (как правило) ребёнок тут мало что изменит!"
Образование "по Грефу" - цифровизация или дебилизация?
Впрочем, у дистанционки так много лоббистов и сторонников в самых "верхах", что есть все шансы снова столкнуться с ней - даже и без пандемии и нового карантина. Например, "прорывные" программы дополнительного и дистанционного образования успешно продвигает Сбербанк: Герман Греф спит и видит, как перевести миллионы российских школьников на обучающие платформы Сбера.
Глава самого богатого банка страны не раз критиковал российское образование, вернее, то, что от него осталось после набегов реформаторов вроде Грефа.
Чего не хватает нашей системе образования? Первое - система не даёт навыков. Знания выветриваются из голов - любых, и у взрослых, и у детей, если не связаны с конкретными навыками. Второе - мы не учим детей soft skills, взаимодействию с другими людьми, навыкам принятия решений, креативности, управления собой,
- говорил банкир.
Идеи Грефа нашли своё отражение в концепции "Образование-2030", которую разработали в 2018 году в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) в рамках направления "Молодые профессионалы". Кстати, Герман Оскарович входит в наблюдательный совет АСИ.
Куратором "Образования-2030" стал Дмитрий Песков - не тот, что пресс-секретарь президента, а известный в либеральных кругах IT-эксперт и руководитель. Он и его партнёры по проекту "Метавер" решились двигать российское образование в ту же либеральную сторону, заменяя традиционные уроки играми, экзамены тестами, а контрольные работы - проектами.
Правда, "Образование-2030" ориентировано больше на вузы, но его аналоги уже весьма активно продвигаются и в рамках школьного образования - взять хотя бы "Кванториум", распиаренный проект единомышленницы Грефа Марины Раковой, которая пару лет назад неожиданно была назначена заместителем министра просвещения. Ракова - ярая поборница различных инноваций в образовании, в том числе и удалённого обучения. По всей стране открыто уже более 110 "Кванториумов".
Концепция этого проекта основана на элитарности и полной противоположности традиционному образованию. Вместо уроков и предметов там "треки" и "траектории", а на занятиях дети усваивают не знания, а "компетенции". Конечно, ребятам там не скучно, ведь им никто не докучает контрольными и не заставляет писать диктанты: куда как веселее собирать и запускать коптеры или "рубиться" в игры. Но какой уровень образования получается на выходе - большой вопрос.
Убить экзамены - добить школу: Чего добивается Греф?
Герман Греф, выступая в 2019 году на Восточном экономическом форуме, заявил о запуске собственной образовательной платформы, которая с 1 сентября тестируется в 15 школах страны. Глава "Сбера" признался: одна из его личных целей - "убить" экзамены.
Впрочем, после введения ЕГЭ и феерического провала дистанта традиционную школу остаётся разве что добить - надёжно так, с контрольным выстрелом в голову, под надёжным прикрытием коронавируса. А заодно и уничтожить всякую надежду на умное, образованное, начитанное новое поколение.