Даже в страшном сне не могло присниться, что когда-то доживу до голосования на лавочке. Так называемое всероссийское голосование за поправки в Конституцию обернулось гротескным капустником, который с одной стороны не имеет ровным счетом никакой юридической силы, а с другой — выглядит как откровенная насмешка над гражданами.
Напомним, голосование, проходящее в стране с 25 июня по 1 июля, лишено законодательной базы. Вносимые в неосновные статьи Конституции поправки не должны проходить иной процедуры, кроме прохождения через Федеральное Собрание и Конституционный суд. Все поправки уже приняты и утверждены — включая главную, обнуляющую президентские сроки Путина.
Иными словами, перед нами не референдум, но некий необязательный соцопрос, призванный успокоить Владимира Владимировича и убедить его в том, что «народ» одобряет его пожизненную диктатуру. Многие здравомыслящие люди понимали, что в современных российских реалиях голосование превратится в фарс, но мало кто ожидал, что выглядеть он будет настолько глупо, нелепо и позорно.
Мы не будем долго растекаться мыслью по древу и просто покажем фотографии голосования в разных регионах РФ. Эти фото, безусловно, можно назвать историческими — до таких «глубин» путинская «суверенная демократия» еще не опускалась никогда.
Брянская область. Голосуем на пеньке, у сельской скважины.
Или по-семейному, в поле.
Краснодар. Избирательный участок на скамейках у подъезда. Всюду жизнь.
Подмосковье. Это не палатка с мороженым или квасом. Это УИК, дамы и господа.
Белгород. Это коробка с мусором? Нет, это урна для голосования. Достойно великой страны.
Участок в багажнике машины. А что - очень удобно, а главное, быстро.
Новосибирская область. Интересно, скамейки специально сдвинули для организации «участка», или так и было?
Зовите санитаров. Облезлый барак на заднем фоне, видимо, должен символизировать путинский прорыв.
Ленинградская область. Решаем судьбы России в тени дворовых зарослей.
Стильно, молодежно.
Брянск. С заботой о гражданах - у этого УИКа есть вход. Но где же выход?
Энергетическая сверхдержава. Голосуй!
Пермская область. Отдать свой голос Отечеству можно даже на обочине. Нанотехнологии.
А это Саратов. Видно, что УИК загодя благоустроили к голосованию. Молодцы.
Тверь. Зеленоглазый автобус, едущий в светлое будущее.
Ульяновская область. Романтика.
В целом пресс-секретарь Песков, отвечая на вопрос об отношении к формату голосования вне избирательных участков и к сообщениям насчет организации этого процесса "во дворах и на лавочках", Песков подчеркнул, что в Кремле не воспринимают "публикации в каких-то интернет-ресурсах как правду в первой инстанции". "К сожалению, больше поводов воспринимать это как неправду", - констатировал пресс-секретарь президента. Однако, продолжил он, даже если эти сообщения правдивы, то вопрос о соответствии такого формата голосования закону можно адресовать в ЦИК. "На лавочке или не на лавочке - здесь главное, соответствует ли это закону или не соответствует", - пояснил Песков. Он напомнил о существовании, например, надомного голосования: "Чем это отличается от лавочки?".
P/S
Всегда голосование было праздником в солидных учреждениях, а теперь в разных закоулках. Все это говорит о том, что для власти голосование — это формальная процедура, она все уже решила за граждан и принуждает народ полюбить президента любой ценой. А цена немалая: на голосование выброшены миллиарды, хотя денег на помощь при коронавирусе населению не нашлось. Но не только законностью не пахнет, но и обыкновенным приличием и уважением граждан.
Граждане выключены из реального политического процесса, их обязывают принять участие в игре в кошки-мышки с заранее известным результатом в обход Референдума. То есть народ подключают стать соучастниками мошенничества на государственном уровне.
Ущемление прав и свобод в России нарастает. Пандемия усилила эту тенденцию и уровень ограничений стал таким, что вызывает стихийную потребность в их отмене.
С начала пандемии мы столкнулись с особым явлением — стиранием правовых норм. Режим ЧС подменили какими-то подзаконными актами о «самоизоляции». Одиночные пикеты, даже в маске и перчатках, признаются нарушением. Суды работают по новым и не всегда очевидным правилам. Система ФСИН оказалась полностью закрыта. В каком состоянии сегодня находится правовая система РФ — рассказывают эксперты.
Алексей Глухов, юрист международной правозащитной группы «Агора», глава юридической службы «Апология протеста»:
«Нынешние „ограничения“ коснулись не только тех, кто как-то связан с взаимодействием с органами власти (пикетчиков и др.), эти ограничения коснулись каждого, проживающего в России. И, несомненно, власти использовали коронавирус как повод для урезания политических прав и свобод.
Я думаю, что пандемия коронавируса сыграла властям на руку. Несомненно, они всегда мечтали ограничить права и свободы. Но когда это можно подавать под соусом пандемии, тогда власти чувствуют себя абсолютно невиновными в этом и говорят, что это вынужденная мера.
Это видно на примере столицы, где разрешены массовые мероприятия, которые организуются чиновниками, а те мероприятия, которые пытаются организовать простые граждане, запрещаются. И все регионы пошли по такому же пути. Условно: парад можно, а постоять в пикете нельзя.
Суды давным-давно отвыкли от открытых процессов. Нет моды в России на процессы с большим количеством слушателей. Исключения составляют только какие-то серьезные политически мотивированные процессы, либо касающиеся каких-то чиновников. А большинство процессов происходит по принципу: две стороны и судья. А слушателей там никогда и не было. И когда вся эта ситуация, связанная с пандемией, возникла, то суды все закрылись. Хотя надо все-таки признать, что среди работников судебной системы достаточно много людей заболело в последние два месяца. Наверно, это все-таки больше форма сохранения себя, потому что если весь суд заболеет, то кто будет людей отправлять людей в СИЗО и спецприемники…
Если же говорить про то электоральное действо, которое запланировано на 1 июля, оно вообще не регламентируется избирательным законодательством, а есть отдельный закон, который дает абсолютную „свободу для творчества“. Институт выборов и без того страдает, и тут правильно ставить вопрос: а будут ли вообще выборы через пару лет или достаточно будет использовать какие-то другие инструменты — как это сейчас делается в Москве и Нижнем Новгороде — голосование нажатием кнопочки на своем компьютере.
Но протест невозможно регулировать законодательством. Власти могут лишь сдерживать протест репрессивными действиями, и если полыхнет, то никакие указы и распоряжения губернатора не остановят людей от выхода на улицы. Тут уже не важно будет, что написано в законе. Согласовать протестную акцию в удобном месте в центре города — невозможно на практике. Большинство протестных акций проходит в не согласованном с властями формате, и никого уже давно не пугают все эти 30-суточные аресты, большие штрафы и прочее. Регулировать протест запретами уже давно не эффективно.
Боятся ли власти протеста? Можно ответить: да, режим боится, но он лишь учреждает формальные основания для применения репрессивных практик к протестующим. Это искусственно создает несогласованные акции, которые впоследствии порождают административки и даже уголовные дела».
Иван Павлов, руководитель правозащитного объединения «Команда 29», кандидат юридических наук, адвокат:
«Я думаю, что власть просто использует создавшуюся неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, чтобы „угомонить“ чем-то недовольную часть гражданского общества. Отсюда — все запреты, даже на проведение одиночных пикетов, что, на мой взгляд, уже чересчур и никак не может быть обусловлено неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Одиночные пикеты изначально вообще не могут ничему угрожать, поэтому их запрещение является чрезмерным нарушением права на выражение мнения.
То же самое можно сказать и про другие ограничения. Сейчас, правда, часть ограничений снимается. Это связано не с тем, что стала лучше эпидемиологическая обстановка. Это связано с политической ситуацией, с голосованием по поправкам Конституции. Власть на это время вынуждена идти на какие-то послабления. Но я не исключаю, что, например, где-нибудь во второй половине июля мы столкнемся с тем, что ограничения будут вводиться снова, и некоторые факты об этом говорят. Так, несмотря на то что суды в соответствии с указанием Верховного суда должны были вернуться к нормальной, обычной работе, такое произошло только в Москве. Во всех остальных регионах так или иначе какие-то ограничения сохраняются. В Московской области даже 23 июня ряд судов ограничил прием посетителей, и слушаются только какие-то экстренные неотложные дела.
Очень вероятно, что после голосования многие ограничения могут вернуться. Ясно, что запреты в чем-то выгодны властям, и они используют возможность, связанную с эпидемией, чтобы их вводить. Будут ли они это прекращать и как скоро? Покажет время. Но, думаю, что с какими-то ограничениями придется нам жить долго, даже после эпидемии».
Федор Крашенинников, политолог, публицист:
«Власть действует ситуативно, и никакого плана у Путина никогда не было и нет. „Закручивание гаек“ вынужденное — просто это единственная возможная реакция. На любой внешний раздражитель власть реагирует „закручиванием гаек“.
Я думаю, Путин просто раздражен тем, что все пошло не по его плану — 9 Мая, голосование по Конституции, да и в самой реформе Конституции пришлось на ходу импровизировать, потому что явно вот этого „обнуления“ там изначально не было, это какая-то поздняя идея — быстро возникшая и быстро реализованная. Поэтому нет там никакого плана, есть только хаотичное реагирование.
Ни на что другое, кроме как „закручивать гайки“, власти не способны, а вот обратно „откручивать“ они не умеют. Поэтому у них с годами накапливаются ошибки системы: они часто без всякой нужды и всякого повода все сильнее и сильнее давят на общество и, очевидно, будут делать это и дальше. Думаю, нас ждет усиление репрессий и зловредности режима после вот этого пресловутого голосования. После него Путин почувствует, что ему можно все».
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:
«Тенденция к сокращению, сужению сферы гражданских прав и свобод в России развивается практически непрерывно, по меньшей мере, с 1993 года. Правда, не всегда последовательно. Иногда власти немножко отступают, приостанавливают это давление. Но в целом у нас ограничения прав и свобод нарастают. Поэтому можно сказать, что власти работают в обычной своей логике. Они рассматривают происходящее не как покушение на наши права, а как повышение управляемости в системе. В этом смысле ничего нового не происходит — просто продолжает развиваться та же тенденция, что и раньше.
Что касается „коронавирусной истории“, то происходящее отражает общемировую тенденцию. Не только в России, но и во многих других странах стараются использовать коронавирус для того чтобы ограничить свободы граждан. Но это не значит, что власти заранее запланировали что-то такое. Конечно, тут имеет место импровизация. Однако надо понимать, что в рамках этой импровизации срабатывает привычная логика: если вы не знаете, что делать, нужно ограничить права и свободы граждан. Такая привычная, простая одноходовка.
Будут ли власти стараться сохранить эту ситуацию и после того, как коронавирус нас оставит? Я думаю, что они постараются хотя бы частично сохранить тот уровень, которого они достигли, но вот что у них получится — другой вопрос. На мой взгляд, скорее всего, ничего не получится, потому что они, как говорится, перестарались. Коронавирус, который считали „союзником власти“ и тех, кто хочет ограничить наши права, может в конечном счете оказаться „союзником свободы“. Возникла ситуация, когда ограничения пережали. Уровень ограничений стал таким, что вызывает стихийную потребность в их отмене. И, мне кажется, сейчас — независимо от того, чего хотят власти — скорее, тенденция развернется в обратную сторону. Общество будет вынуждено даже чисто эмоционально добиваться расширения своих прав».
Как сказал позавчера, к голосованию по поправкам к Конституции РФ подготовил три части фильма о том, как и с помощью чего Россию превратили в государство фашистов и что действительно необходимо изменить в основном устройстве российского государства – в Конституции РФ. Теперь часть 2 «Из демократии – в фашизм!».
«В связи с поднятой в начале года мышиной вознёй по поводу поправок в Конституцию России, я рассказываю о конституции и о фашизме, и в первой части лекции разобрал, что такое конституция как основной закон государства. Теперь конкретно о Конституции Российской Федерации образца 1993 года.
Что о ней крайне важно знать. Конституция России построена так, что в ней самой имеется собственная конституция - собственный основной закон, - которому обязаны соответствовать все остальные положения прежде всего самой Конституции РФ. И эта конституция Конституции является первой главой Конституции РФ, которая так и названа – «Основы конституционного строя». Это всего 16 статей. И часть 2 последней, 16-й статьи устанавливает: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», - то есть основы конституционного строя требуют, чтобы в самой Конституции не было никаких фашистских статей, чтобы фашистские статьи Конституции, если они там будут обнаружены, были Думой заменены демократическими статьями!
Вот и получается, чтобы понимать, как должно быть устроено наше государство, чтобы мужчинам России не стыдно было в нём жить, необходимо понять, что именно требуют основы конституционного строя – что требуют статьи главы1 Конституции.
Далее в Конституции РФ идёт глава 2 с перечислением прав, которые в любом случае и обязательно должны иметь мы, граждане России, а далее, в главах с 3-й по 7-ю идёт описание устройства как самого государства, так и государственных органов России с их правами и обязанностями.
Так вот, текст конституции для России писали американцы, и они в первой главе – в основах конституционного строя - заложили устройство России аналогичным государственному устройству США. Мне лично это устройство категорически не нравится, но что толку, если так или иначе, но эта Конституция РФ сегодня как бы действует, и никакой другой конституции нет?
Вот и получилось, что по своей основной идее устройство Российской Федерации – это устройство достаточно демократического капиталистического государства (если игнорировать суть капиталистического государства и смотреть на него только внешне). Но демократизм Конституции РФ был заложен только в первую и вторую главы Конституции, а внутри Конституции - в главах 4-7) – американцы сделали нашу конституцию сразу фашистской – статьи в этих главах Конституции РФ изначально были построены так, чтобы принимаемыми в дальнейшем Думой законами, Россия легко превращалась в фашистское государство, власть в котором имеет кучка преступников, обворовывающих Россию в пользу США. И пользуясь этим, фашисты в России, принятием законов (вопреки главе 1 «Основам конституционного строя» и в соответствии с фашистскими статьями глав 4-7) начали преобразовывать Россию не просто в колонию Запада, а в гнусную колонию оголтелого фашизма!
По идее, указать на то, что статьи в главах 4-7 Конституции не соответствуют Основам конституционного строя (являются фашистскими) должны были сами депутаты Думы, но вы же знаете, что это за организмы. И уж, во всяком случае, - указать на это должны были самые лучшие «специалисты по Конституции» - судьи Конституционного Суда. Но ведь туда в качестве судей фашисты набрали только фашистов! Но раз они фашисты, то как фашисты Конституционного Суда будут служить не своим фашистским фюрерам, а народу?
Теперь перейдём к тому, что именно установили основы конституционного строя России. Итак, согласно основным положениям этих основ, - высшей властью в России – сувереном - являемся мы – народ России, кроме того, мы, народ, являемся единственным источником власти. Вот статья 3 Конституции: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»). И мы, народ, должны свою власть суверена осуществлять либо сами, давая свои команды на референдуме всем, в том числе и Президенту с Думой, либо от нашего, народа, имени команды дают ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, которые мы, народ, для этого должны избрать на свободных выборах, - Дума, Президент и Суды. Это части 2 и 3 той же статьи 3 Конституции: «2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»).
А кто такие – эти «органы государственной власти»? Это те лица, которых мы, народ, избрали властно действовать в России от нашего, НАРОДА России, имени. Не здания, не сотрясение воздуха словом «власть», а люди! Люди, которых мы, народ, избрали. Только такие люди! И ещё и ещё раз прямо впитайте в себя то, что элитой России совершенно и массово не понимается: для того, чтобы лица государственных органов, получили право командовать – получили власть, - мы, народ, должны этих лиц для этого ИЗБРАТЬ на свободных выборах. ИЗБРАТЬ!!
Согласно основам конституционного строя, если мы, народ (напомню - единственный источник власти) конкретных лиц для этих органов государственной власти не изберёт, то мы, народ не наделим эти органы от себя законной властью, и такие органы не имеют права осуществлять власть в России, не имеют права командовать нами!
Что тут можно не понять?
Так вот, согласно статье 10 Конституции, органов государственной власти в России должно быть - должно избираться нами, народом, - всего три вида, всего три ветви власти, причём, независимые друг от друга: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». И, понятное дело, раз эти органы власти независимые друг от друга, то мы обязаны их избрать отдельно каждую.
Итак, мы, народ, установили в Конституции главный принцип формирования власти в России - в нашей, народовластной России должно быть всего три ветви власти. Всего три! Конкретно – законодательная (это Госдума с Советом Федерации), исполнительная (это правительство) и судебная (это судьи).
Вы уже обратили внимание на то, что мы, народ, не разрешали иметь в России никакую президентскую ветвь власти? Обратили? Поэтому у вас сразу же должен возникнуть вопрос, кто он такой, этот Президент, власть которого не предусмотрена нами в основах конституционного строя?
Отвлекусь, скажите, а элите России, прежде чем выть об обнулении сроков нахождения Президента у власти, надо было поинтересоваться, кто он такой – этот Президент РФ? Или не надо?
Повторю, текст Конституции писали американцы, и нет ничего странного, что по Конституции РФ устройство России в своих основах должно было напоминать устройство США. И теперь сами посмотрите на этого комика в телевизоре и сами посудите – разве Президент России похож по своему положению и ответственности на Президента США?
В США Президент является главой исполнительной власти – главой правительства. А в России Президент - кто? Конь в пальто?
Меня могут и, наверняка упрекнут «юрысты» на службе фашистов, что я, типа неправильно толкую Конституцию. Но как тут можно иначе истолковать, если русским языком, чёрным по белому написано, что органы государственной власти делятся только на три вида власти - «законодательную, исполнительную и судебную»? Если никакой «президентской» ветви власти основы конституционного строя не допускают! Не предусмотрена в России такая четвёртая ветвь власти!
Следовательно, президент не является тем, кто по Конституции является органом государственной власти, а это значит, что народ России в настоящее время не осуществляет свою власть через Президента. В настоящее время Президент России (как собственно Президент), согласно основам конституционного строя России - это инородное существо в России. И сегодня, кого бы вы на эту должность ни избрали – артистов, играющих роль Путина, или Навального - Президент России команды отдаёт и будет отдавать незаконно!
Но если президент не является исполнителем власти народа России, то тогда он исполнитель чьей власти? А вариантов не много – Президент России сегодня – это исполнитель власти фашистов России, грабящих Россию.
Вот тут «юрысты» с научными степенями (не политики – те вообще тупые) начнут меня опровергать - согласно статье 11 Конституции, Президент всё-таки осуществляет государственную власть («Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»). То есть, президент, как таковой, ва основах указан! Кроме того, Президента избирает народ, значит, он наделён народом властью и по основам конституционного строя!
Народ избирает и массу иных лиц – от председателей гаражных кооперативов до председателей общества кролиководов. Но государственной власти эти лица не имеют, не смотря на избрание их народом. И чтобы эти председатели гаражных кооперативов и обществ кролиководов имели государственную власть, мы, народ, должны были внести их власть в перечень властей в основах конституционного строя нашей Конституции.
Но давайте подумаем, а как такое в основах конституционного строя могло быть установлено – согласно статье 10 президентской власти нет, а уже согласно следующей статье 11 Президент имеет власть?
Да, как в США!
Вы же смотрите, согласно статье 3 Конституции, мы, народ, наделяем органы государственной власти властью тем, что избираем лиц этих органов. Но тогда ведь получается, что мы в России вообще не наделяем властью исполнительную ветвь власти России – ведь мы, народ, не избираем Правительство. Мы, народ, не избираем хотя бы главу Правительства, который бы уже потом своей властью назначил министров.
Но если Правительство не избрано народом, то оно не имеет права править в России – оно НЕЗАКОННО! Оно не получило от народа власти.
Сейчас – да! Сейчас правительство России незаконно.
Но если соблюдать главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» и строить государство, как в США, то тогда и Президент России, в соответствии с помянутыми статьями 10 и 11 Конституции РФ, у нас должен быть, как в США, – Президент России обязан быть главой исполнительной власти – главой Правительства. И тогда выборы Президента будут выборами главы исполнительной власти, и тогда, как глава исполнительной власти, Президент и сам будет иметь власть, и наделит ею остальное Правительство РФ – назначенных им министров. Тогда у нас и будет предусмотренная основами конституционного строя вторая ветвь власти.
Соответственно, Думе ещё в 1993 году требовалось переделать статьи Конституции о Президенте и Правительстве. И это не требовало от Думы ни малейшего участия народа: и тогда, и сегодня Дума может это сделать сама.
Отвлекусь, и сегодня не про «обнуление» путина вопить надо, и даже не про то, что на его команды и указания никто не обращает внимание, а тогда, и сейчас уместно задавать Президенту и его кукловодам всего один вопрос – «президент, что ты такое»?
Вы ещё в какой-то цивилизованной стране видели такого, ни за что не отвечающего, но как бы ВСЕСИЛЬНОГО телевизионного комика, как нынешний Президент РФ? Во всех странах мира президент либо руководит Правительством, как в США, либо является неким безвластным символом, как в ФРГ.
А у нас сегодня Президент - продолжу эту мысль - ни за что не отвечает. Вообще ни за что. Но как бы имеет огромную власть. Таким образом американцы, мастеря России конституцию, начав как-бы «за здравие» - заложив в основах конституционного строя народовластие, - в последующих статьях конституции начисто лишили Россию избранной народом и служащей народу исполнительной власти. И лишили нас демократии – лишили тем, что, прежде всего, превратили избранного народом главу исполнительной власти в ни во что – в артиста новостных программ.
Конечно, простому человеку в это трудно поверить, ведь все СМИ хором вопят, что президент, дескать, решил то, решил иное. Простой человек не способен понять, что на болтовню этого комика никто не обращает внимания – никто и не собирается эту болтовню исполнять. А поскольку Россия лишена избранной народом исполнительной власти, то реально руководит Россией кто-то другой, неведомый нам, сидящий за кулисами кукловод. То есть, президент подчиняется не народу, а кому-то другому, прячущемуся за кулисами, - кого я и называю фашистами.
А теперь подошло время обсудить, как нам реально надо изменить Конституцию, чтобы в России не стыдно было жить мужчинам.
Остановлюсь, поскольку я и так сказал вам много такого, чего вы не от кого раньше не слышали, и что для вас является удивительным, чем-таким, во что невозможно поверить. Скажем, как поверить в то, что в России президент не имеет права на власть, да и не имеет её? Я сам бы в это никогда не поверил, если бы не горький опыт жизни по этой конституции, когда из года в год права граждан уничтожались, а к власти в России приходили всё более подлые мерзавцы.
Поэтому давайте прервёмся, чтобы обмозговать услышанное, а о требуемых изменениях конституции Российской Федерации поговорим в третьей, заключительной части лекции.
В обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и тех, кто еле сводит концы с концами, богачи должны по-настоящему делиться своими доходами.
Выступление Владимира Путина за два дня до начала столь важного для него голосования по поправкам к Конституции, в очередной раз показало, что в его рукаве всегда найдутся козыри на любой вкус. Денег хотите? Вот вам новые и старые пособия. Социальной справедливости? Давно говорили о прогрессивном подоходном налоге? Не вопрос, получайте! Теперь богатенькие запляшут — поднимаем НДФЛ для тех, кто получает от 5 млн рублей в год и выше с 13% до (не шути!)15%. В общем, «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй»…
В том, что Путин пообещает осыпать сограждан новой порцией пособий на детей, вероятно мало кто сомневался. Под выборы у нас всегда так было — что-нибудь, да подкинут народу. Конечно, для семей, в которых один или оба родителя потеряли работу (а таковых, по данным Росстата, в стране сейчас уже 4,5 млн человек, и это не считая тех, кому зарплату сильно сократили), ежемесячное пособие в 5 тысяч рублей на ребенка до трех лет и на детей от трех до семи лет для семей с доходами ниже прожиточного минимума, погоду не сделает. Как, впрочем, и разовая выплата в 10 тысяч рублей для детей до 16 лет. Однако «пустячок, а приятно».
Что касается повышения подоходного налога, то, с одной стороны, оно действительно было несколько неожиданным, а с другой, если вдуматься — смех сквозь слезы…
Как известно, в России олигархов нет. Ну, есть сотня долларовых миллиардеров, но это, конечно, не олигархи… И тут я зримо представил себе сцену подготовки «эпохального» решения о повышении ставки НДФЛ на целых 2% для богатых и очень богатых россиян.
…Владимир Владимирович проводит совещание в узком кругу близких «неолигархов». Объявляет о необходимости повысить подоходный налог с 13% до 15%. «Чего?!», — невольно вырывается у одного или сразу нескольких из них. «Я осознаю, это непросто для вас, — говорит президент, — но, думаю, вы с пониманием отнесетесь к такому решению, ведь это для больных детей, не корысти ради». Он смотрит в глаза соратников, но особого восторга в них не улавливает. «Не, ну а как жить-то?», — не унимаются друзья-неолигархи.
«Знаю, что это действительно непросто, такое еще предстоит осознать. Но мы что-нибудь придумаем, как компенсировать вам „выпадающие доходы“, чтобы они… не выпадали. Сократим на те же 2% какой-нибудь другой налог. Ну, мало ли что еще. Придумаем что-нибудь…», — говорит Путин. «А, ну это другое дело», — облегченно вздыхают разволновавшиеся было толстосумы.
А теперь от воображаемой сцены перейдем к суровой реальности. Переход России к прогрессивному налогообложению (если бы он и вправду состоялся), действительно мог бы стать шагом к более справедливому обществу. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В 1990-е годы у нас было некое подобие прогрессивного налогообложения, однако оно было настолько сложным и запутанным, что его эффективное «администрирование» и впрямь было делом почти непосильным.
Но, во-первых, кто тогда сделал НДФЛ таким запутанным? А во-вторых, кто в то время вообще соблюдал хоть какие-то законы? Именно новое российское государство сквозь пальцы смотрело на неуплату налогов. Так что все претензии по этому поводу ему стоило бы предъявлять себе…
В 2001 году Путин ввел плоскую (для всех) 13-процентную ставку подоходного налога. До сих пор, в том числе, и в обращении к народу от 23 июня он ставит себе в заслугу, что «после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налога увеличилась». Так еще бы не увеличиться! Если до этого вы получали что-то около нуля, то повышение сборов хоть на какое-то положительное значение — всегда рост, кто бы спорил.
Не хочу, чтобы меня поняли превратно. Я вообще против налогов, если что. Думаю, что в прекрасном далеке их не будет вовсе.
Но пока мы живем в обществе, разделенном на миллиардеров, нищих и огромное большинство тех, кто еле-еле сводит концы с концами, первые должны делиться со вторыми и третьими. Соответственно, подоходный налог должен быть строго дифференцированным. Богатые стали богатыми, выкачивая так или иначе средства не из воздуха, а из общества, и стало быть, обязаны с ним делиться.
Посмотрим, как обстоит дело с этим в большинстве развитых стран.
В США ставка федерального подоходного налога колеблется от 10% до 39,6%.
В Канаде от 15% до 50%. Во Франции от 5,5% до 75%. В Норвегии от 9,5% до 39%. Максимальная ставка на крупнейшие состояния в Швеции составляет 57%, в Дании 55,6%, в Бельгии 50%, в Португалии 48%, в Испании 45%.
Конечно, в Европе есть и Литва с Венгрией, где ставка подоходного налога 15%, и Румыния (16%), но для развитых социальных государств сегодня это скорее исключение, чем правило.
Естественно в разных странах, есть разные вычеты, которые позволяют уменьшить ставку подоходного налога. Например, если вы выплачиваете ипотечный кредит или содержите иждивенцев.
Отметим также, что почти в этих странах есть и необлагаемый подоходным налогом минимум. В США, например, на федеральном уровне он составляет от 9 до 18 тысяч долларов в год (в зависимости от возраста, семейного положения и прочих факторов). Иными словами, это не просто прогрессивный, но именно дифференцированный налог.
Между тем в таком «справедливо» устроенном постсоциалистическом государстве, как современная Россия, необлагаемого минимума, как известно, нет. И у миллиардера, и у уборщицы, получающей 12 тысяч рублей в месяц, в казну забирают 13% от заработка. Теперь, правда, как нам пообещал президент, миллионеров и миллиардеров напрягут аж до 15%. Однако очевидно, что человеку, получающему 12 тысяч рублей, гораздо тяжелей заплатить с них 13% (примерно 1500 рублей) подоходного, чем тому, кто, скажем, со 120 миллионов рублей в год перечислит в уплату НДФЛ 15% (18 млн рублей). У них при этом немного разные проблемы — у детей уборщицы суп жидок, а у детей миллионера жемчуг мелок.
Подводя итог сказанному, отмечу, что «крутое» повышение подоходного налога на состоятельных и богатых граждан на два процента, чем осчастливил на днях Путин российский народ, не тянет даже на предвыборный пиар. Это просто смешно.