Буревестник
Бизнес и РПЦ

Чернь считает религию истиной, мудрец – ложью, правитель – полезным изобретением. (Луций Анней Сенека)

Бизнес и РПЦ

Пока пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков открытым текстом заявляет, что культуру государство спасать не намерено, поскольку «съёмки телевизионные не останавливаются», правительство России из последних сил поддерживает отделённую от государства Русскую православную церковь, а заодно и все прочие религиозные организации.

17 ноября в Государственную думу был внесён законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятый в 2001 году и известный в народе как «антиотмывочный закон». Законопроект размещен в базе Госдумы во вторник.

Согласно тексту документа, из‑под действия закона, направленного на борьбу с отмыванием преступных доходов, будут выведены все религиозные организации страны. По мнению правительства, изложенного в пояснительной записке к законопроекту, риски легализации доходов, полученных преступных путём, через фирмы, учредителями которых являются религиозные организации, являются низкими, поэтому включение этих фирм в заветный перечень организаций, на которые не распространяются требования закона, «не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий».

Кроме того, в случае принятия поправок, религиозные организации и подотчётные им юридические лица будут освобождены от необходимости «принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев» и предоставлять о них информацию.

Проще говоря, отныне все производители и продавцы религиозных товаров не только будут освобождены от банковских проверок, но и смогут держать в тайне имена владельцев этих юридических лиц, не указанных в правоустанавливающих документах. Не смогут банки и заблокировать счета этих организаций в случае подозрительных операций, не имеющих деловой цели.

Широкие перспективы послаблений не поддаются описанию, особенно для РПЦ, руководство которой падко на сотрудничество с нечистыми на руку, но щедрыми в пожертвованиях персонами.

Недаром многие из ныне отбывающих сроки за коррупцию и иные преступления могут похвастать высокими церковными наградами.

Текущая редакция антиотмывочного закона делает исключение только для самих религиозных организаций, причем в части купли-продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома. Теперь же правительство хочет освободить от требований закона о легализации преступных доходов и бизнес религиозных организацией, крупнейшей из которых в России является Русская православная церковь.

"Положения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий", - уверены в кабмине.

Отметим, что у РПЦ появились обширные бизнес-интересы еще в 1990-х годах. В эпоху Бориса Ельцина церковь, установившая с государством взаимовыгодное сотрудничество и получившая освобождение от уплаты таможенных пошлин, активно занималась продажей табачного зелья, а также реализацией алкоголя, наряду с Фондом ветеранов Афганистана и Фондом спорта.

Как писала в феврале 2012 года "Новая газета", ссылаясь на "обширное досье" доктора исторических наук Сергея Бычкова, опубликовавшего не один десяток статей о табачном бизнесе бывшего председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а ныне патриарха, именно в 1990-е годы нынешний предстоятель РПЦ "сколотил состояние", в том числе на торговле сигаретами.

В 1993 году при участии Московской патриархии была создана финансово-торговая группа "Ника", вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига - коммерческий директор ОВЦС МП, которым руководил митрополит Кирилл.

Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две "параллельные" комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По данным правительственной комиссии по гуманитарной помощи, только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет. Пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом, губительным для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл как-то попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: "Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать".

По мнению протодиакона и общественного деятеля Андрея Кураева, РПЦ продолжает свою «линию» по невмешательству государства и общества в свои денежные вопросы: «Патриархия крайне болезненно относится к попыткам заглянуть в свой карман, всё время говорит, что мы ничем не торгуем, у нас добровольные пожертвования, а значит, и налоговым органам делать у нас нечего».

Оговорка в законопроекте о том, что проверяться не будут только организации, принадлежащие религиозным объединениям, по мнению Кураева, свидетельствует об устранении конкурентов. По словам собеседника, коммерческая деятельность РПЦ широка и разнообразна — от свечных заводов до ювелирных мастерских.

Сейчас в России зарегистрировано около 25 000 религиозных организаций. 80% из них числятся структурами РПЦ. Коммерческая деятельность таких организаций охватывает как производство свечей, так и монастырскую выпечку и ювелирные мастерские, где делают нательные кресты и иконы. А в Краснодарском крае есть даже плантации винограда, из которого РПЦ планировала производить алкоголь.

В 2016 году СМИ сообщили о том, что РПЦ готовится запустить производство вина в Краснодарском крае, на плантациях, расположенных неподалеку от резиденции Патриарха Кирилла. Учредителем ООО «Мезыбь», производящего православный алкоголь, стали финансово-хозяйственное управление РПЦ и другая дочерняя компания церкви «Софрино», занимающаяся производством свечей и прочей религиозной утвари.

Лояльности власти к РПЦ удивляться не приходится. Крепкое сотрудничество Патриархата и Кремля началось ещё при президенте Ельцине и с тех пор лишь крепло, превратив освобождённую от уплаты налогов Церковь в мощнейшую бизнес-структуру с весьма сомнительными источниками дохода и непонятно куда утекающей прибылью.

Но это бы полбеды. В стремлении помочь в условиях нарастающего кризиса верным соратникам по удержанию власти в правительстве упустили из виду, что кроме РПЦ в России действует множество других, порой весьма агрессивных религиозных организаций, чья финансовая деятельность отныне останется без контроля. Как бы чего не вышло…

Журнал Крокодил и РПЦ

РЕЛИГИЯ 69 0 0.0 19-11-2020