Моратория на снятие вкладов пока не будет, но доверия все заявления вызывают все меньше
Беда в том, что у граждан нет доверия к государству, которое примеряется к их деньгам. Многие помнят денежную реформу 1991 года. 22 января, когда закрылись все отделения Сбербанка, в программе «Время» объявили об обмене денег. С полуночи крупные купюры (50 и 100 рублей) образца 1961 года прекращали хождение. Гражданам дали три дня, чтобы обменять их на новые. Суммы обмена были ограничены 1000 рублей, а с банковского счета можно было снять 500 рублей — остальные деньги на вкладах были заморожены. В итоге, правительству удалось «нагреть» свой народ, по разным оценкам, на сумму от 1 млрд. до 7,5 млрд. рублей.
Сейчас Россия, лишилась «нефтяных денег», или основного источника пополнения не только российского бюджета, но и собственных карманов, элита начала присматриваться к вкладам россиян, которых набирается 30 трлн рублей.
Первые шаги на этом поприще уже сделаны, Путин объявил о введении налога на доходы, которые россияне получают по вкладам, превышающим 1 млн рублей. Причем неважно, лежат ли они в одном банке или раздроблены на несколько.
Конечно, существует закон «О страховании вкладов» и при банкротстве кредитного учреждения, государство компенсирует нам выплаты до 1,4 млн рублей, но… Закон принимался при высоких ценах на нефть, а Путин думал, что так будет всегда!
Сегодня даже смешно слушать его выступление, где он говорил, что при падении цены на нефть до 80 долларов за баррель, все производство в мире остановится. Сейчас, когда нефть упала до 20 долларов, в бюджете образовалась громадная брешь, которая усугубляется остановкой экономики России и каждый день мы теряем десятки млрд рублей.
Экономика действительно находится на грани коллапса и как вы думаете, какие деньги будут использоваться для затыкания дыр в бюджете — наши вклады, или выведенные в офшоры активы, которые они давно считают своими?!
Конечно, существует закон о защите вкладов, но не надо воспринимать его слишком буквально. Как когда-то говорил Ленин: «Закон, это воля правящего класса, и ничего более!»
В марте банкиры наблюдали заметный отток средств со счетов граждан на фоне падения фондовых рынков и введения режима самоограничения. ЦБ также отмечал, что население в марте предъявило повышенный спрос на наличные деньги, а за месяц их объем в обращении вырос на 0,7 трлн. рублей. Впрочем, в апреле ситуация стабилизировалась.
Банк России пока не будет вводить мораторий на снятие вкладов населения. Об этом сообщила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе еженедельной онлайн пресс-конференции в пятницу. По ее словам, в этом нет необходимости.
«Никаких оснований для этого нет, для такого рода беспокойств», — заявила она.
Надо думать, тема моратория, поднятая Набиуллиной, была ответом на слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина. В интервью РБК Кудрин упомянул, что граждане держат в банках 30 трлн. рублей. И эти деньги банки при желании могут использовать, чтобы дать их взаймы государству.
«Они, конечно, не просто так лежат. Они банками использованы в виде кредитов, которые выгодны экономике. Сейчас экономика не будет в таком объеме потреблять кредиты. Поэтому, я думаю, банки будут искать более надежные источники вложения денег под проценты. На период кризиса, я думаю, такой маневр очень оправдан», — рассказал Кудрин РБК.
Может ли сейчас дойти до того, что государство наложит руку на вклады граждан?
— Если дойдет до полной катастрофы, когда уже Россия начнет разваливаться на кусочки — государство может заморозить вклады, но никак иначе, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев.
— В банках, замечу, наших денег нет. Там есть средства в размене нормы резервирования — она не больше 10% от суммы вкладов. Скажем, я — банкир, и вы мне приносите 10 тысяч рублей. Я кладу тысячу в резерв, а девять размещаю в виде кредитов. Так что, если совершается набег вкладчиков на банки — банку просто нечего отдавать.
Пока нужно беспокоиться, во-первых, об инфляции, которая скорее всего будет выше процентных ставок. Во-вторых, немного беспокоиться о валютных вкладах: о том, что в случае серьезного кризиса их могут перевести в рубли — причем по такому курсу, по какому государству заблагорассудится. Условно, ваши 10 тысяч евро вам могут обменять на 100 тысяч рублей — и не плачьте. Но это — подчеркну — крайний вариант. С другой стороны, надо еще посмотреть, насколько упадут доходы населения.
С другой стороны, в отличие от Запада, российскому бюджету не приходится рассчитывать на подъем экономики — нефтяные доходы будут отныне мизерными, и дыру в бюджете придется затыкать средствами из ФНБ.
Правительству РФ, я считаю, нужно резать инвестиционные проекты. Ведь что такое у нас инвестиции? Половина в карман чиновникам, на личное потребление — как минимум, четверть.
Таких инвестиционных проектов у нас много — их символом является собянинская плитка. Просто об эту плитку все спотыкаются, и потому о ней все знают. А какой-нибудь газопровод в никуда, неэффективный как «Сила Сибири» — о нем мало кто знает. Словом, резервов для экономии масса. Но будут ли их искать, будут ли на этом экономить — у меня большие сомнения на этот счет.
СвободнаяПресса