Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата и руководитель пресс‑службы патриарха Московского и всея Руси Владимир Легойда в интервью РИА Новости разъяснил верующим, как им себя вести в сложившейся эпидемиологической ситуации, а также рассказал, как Церковь планирует жить в ближайшее время.
Начал главный рупор РПЦ с очаровательной трактовки объявленного режима самоизоляции. По его пониманию, штрафы за передвижение по улицам без крайней необходимости, в том числе от дома до ближайшего храма, грозят лишь тем, кто вернулся из‑за границы, либо проходит лечение на дому, либо входит в группу риска по возрасту и здоровью. Всем остальным никакие санкции якобы не страшны.
Получается, что призыв патриарха Кирилла отказаться от посещения храмов не помешал его пресс‑секретарю спустя пару дней заверить православных соотечественников, что за передвижение в сторону ближайшей церкви их никто не оштрафует. Учитывая легковерность верующих, а также то, что среди священников Московской епархии уже зафиксированы первые случаи заражения коронавирусом, последствия легкомысленной трактовки господином Легойдой постановлений правительства могут быть плачевными.
Тем более что распоряжение Путина о месяце выходных вновь не затронет священников – батюшки продолжат исправно ходить на работу в по‑прежнему открытые нараспашку храмы. Ведь их труд, по словам Легойды, в данной ситуации не менее важен, чем работа врачей и правоохранителей. Более того, РПЦ не намерена приостанавливать практику посещения священниками всех желающих на дому.
«Богослужения в храмах будут продолжаться. И мы надеемся на понимание власти в вопросе о возможности свободного передвижения священнослужителей как до храма, так и до жилища тех прихожан, кто вынужден оставаться дома и желает принять таинства Церкви», – заявил Легойда.
Пресс-секретарь патриарха уверен, что Церковь ввела достаточные меры безопасности, которые в дальнейшем будут усиливаться лишь призывами к домашним молитвам.
Ещё раз напомним – два клирика и один настоятель трёх различных московских храмов уже заражены коронавирусом, ещё у двоих священников выявлены симптомы заболевания. Сколько из тех, кто в данный момент принимает прихожан в храмах и посещает их на дому, являются носителями «морового поветрия», известно лишь их начальству на небесах.
Что касается Пасхи, которая в этом году выпала на 19 апреля, то Легойда убеждён, что «Пасха будет», поскольку «радость Пасхи не может ставиться под вопрос никакими внешними обстоятельствами». Единственное, с чем не определились в Патриархии, так это с организацией и способом проведения торжеств. Мол, рано ещё.
«Христиане праздновали Пасху даже во времена, когда их могли предать смерти каждый день. Найдем способ быть в этот день с Воскресшим Христом и сейчас», – заверил глава пресс‑службы РПЦ.
Упорство служителей культа понятно. Пасха для РПЦ – самое хлебное время, которое можно сравнить с новогодними заработками у актёров. Отменить пасхальные богослужения – значит лишиться весомой части дохода, который и без того оскудел из‑за проклятой самоизоляции.
Кстати, о доходе. Легойда признал, что Церковь уже ощущает снижение объёма пожертвований, что в свою очередь не может не отразиться на уровне жизни священнослужителей. Однако меры поддержки приходов священноначалие лишь думает проработать, главная же надежда возлагается на… прихожан.
«Церковь существует на пожертвования верующих. Мы надеемся, что прихожане храмов, где служат многодетные священники, не оставят их своим вниманием», – цитируют Легойду РИА Новости.
Получается, что православным верующим сейчас тяжелее всего. Мало того, что их кинуло на произвол судьбы светское правительство, так они ещё должны оказать помощь потерявшим доход многодетным батюшкам.
При этом вопрос к Легойде о помощи со стороны Церкви малоимущим прихожанам повис в воздухе и остался без ответа. Да и то, не до них сейчас, самим бы прокормиться.
Филипп Марков
Babr24.com